Ранние годы на Ближнем Востоке.
Св. Еустафиус, в миру
Слиба (эллиниз. имя
Ставрос, в переводе означает "крест")
Абаккер, родился в деревне Кфарзо (Kfarzo, на территории современной Турции) 1 января 1854. В раннем детстве он потерял своего брата и сестёр во время эпидемии, охватившей Месопотамию. В живых осталась только его мать и одна из сестёр.
В 7 – летнем возрасте Слиба начал учёбу под руководством своего дяди, священника Данаха (Danaha), продолжил под началом игумена Рабана Шемуна (Симона) в Дамаске. Одновременно с учёбой подросток трудился в близлежащих деревнях, не гнушаясь никакой работы, чтобы прокормить себя и свою семью.
В 1880 году возведён в сан диакона своим учителем, ставшим к тому времени митрополитом Дамаска (Мор Атанасиус Шемун).
От своей юности Слиба вёл подвижническую жизнь, постоянно молился и соблюдал посты. По завершении своего церковного образования, он стал весьма сведущ в гимнографии и обычаях Сиро – православной Церкви, овладел в совершенстве классическим сирийским, языком литургии яковитов.
Жизнь в Индии.
В 19 веке Маланкарская Церковь, состоящая в каноническом единстве с Сиро – православной, переживала сложные времена. Вмешательство в её дела англиканских миссионеров привело к отпадению части христиан святого Фомы в раскол и схизму. Но от полного упадка маланкарцев спасало твёрдое и опытное руководство антиохийского патриарха Игнатия (Игнатиуса) Петра IV, который хоть и находился за тридевять земель, но управлял посредством пастырских посланий. Ему принадлежала идея раздела церковной территории на шесть епархий.
Для окончательной нормализации положения в Маланкарской Церкви требовалось присутствие в стране патриаршьего экзарха. Однако патриарх медлил с этим делом, опасаясь таким образом подорвать авторитет местного духовенства. Но, в конце концов, по просьбе самих верующих Маланкары прислал им экзарха в лице дамасского митрополита Мор Атанасиуса Шемуна.
Диакон Слиба последодовал в Индию вместе с учителем (тогда ему было 27 лет). Когда они прибыли в Кочин (Cochin), то сразу же ревностно взялись за проповедь Евангелия, укрепляя в вере верующих и обращая ко Христу неверных. В 1889 году Шемун и Слиба начали преподавать сиро – православную литургику и теологию в семинарии в Коттаяме (Kottayam), которую к тому времени удалось забрать у англикан.
11 июня 1889 года митрополит Атанасиос внезапно умер и Слиба остался один. Оплакав своего учителя, он с прежней ревностью принялся за проповедь и учительство. Он отличался необыкновенным милосердием к беднякам. Часто случалось такое, что он сам оставался голодным, потому как все имевшиеся у него средства раздавал нуждающимся.
В это же время Еустасиус очень сблизился с митрополитом Гиваргисом Мар Грегорисом Парумалой (более известен как Парумала Тирумени). В 1895 году Парумала Тирумени совершил паломничество в Святую Землю, взяв с собой диакона Слиба в качестве гида. Диакон оставался верным учеником Парумалы Тирумени вплоть до его смерти в ноябре 1902 года, которая для него стала такой же большой потерей как и смерть митрополита Мор Атанасиуса Шемуна. Еустасиус участвовал в заупокойной службе по усопшему старцу.
Посвящение в митрополиты.
В 1906 году Еустафиус был вызван своим священноначалием в монастырь (Дайро) Мар Маттаи для рукоположения в епископский сан. Поездку на Ближний Восток он совершил вместе с диаконом Маттаи Читталатумкара (Cheettalathumkara), будущим католикосом Маланкарской Церкви. По прибытии в Дайро Мар – Маттаи Еустафиос рукоположен сначала в священники (1906 год), потом, спустя 2 недели, в рамбана (иеромонаха) митрополитом монастыря Мор Курилосом Элиасом.
После этого Слиба посетил недавно занявшего патриарший престол Игнатиуса Абдаллаха II в Шафрановом монастыре. Потом навестил свою сестру и её семью в родной деревне Кфарзо и оставался на родине 2 года, проповедуя народу в тамошних церквах.
В 1908 году патриарх Игнатиус Абдаллах II в церкви во имя 40 севастийских мучеников в Ниневии (Мосуле) совершил рукоположение Слибы в ранг митрополита с именем Мар Остасиос (Евстафий) и назначил его патриаршьим экзархом Маланкарской Церкви.
Возвращение в Индию.
В том же году Мор Остасиос вернулся в Индию. Когда в 1909 году умер глава Маланкарской Церкви митрополит Иосиф Мар Дионисиус, Мар Остафеос некоторое время исполнял обязанности местоблюстителя (вплоть до избрания нового митрополита Ваттассерила Мар Дионисиуса).
В 1909 - 1911 годах началась великая схизма среди индийских христиан западно – сирийского обряда, последствия которой не изжиты до сего дня. Митрополит Мар Дионисиус (чьи требования поддержала часть духовенства и мирян) потребовал от антиохийского патриарха титула католикоса, но получил отказ. В 1909 году в Кералу приехал Патриарх Абдаллах и потребовал от Митрополита подписать документ, по которому Патриарх временно получал полноту власти в Маланкарской церкви, митрополит отказал, и тогда патриарх отлучил его от церкви 8 июня 1911 года. Через несколько дней после отлучения, 7 сентября 1911 года Мар Дионисиус организовал проведение заседания синода, в состав которого были включены его сторонники, на котором была принята резолюция, поддерживающая отлучённого митрополита. В это же время, 31 августа 1911 года по указанию патриарха был созван официальный Маланкарский синод, на заседании которого присутствовали сам патриарх, мор Остасиос и три индийских митрополита. На этом синоде епископ Курилос (Кириллос) был избран митрополитом, главой Маланкарской Церкви, оставшейся верной патриарху. В свою очередь митрополит Дионисиус попросил ранее отстраненного патриарха Абдул Масиха дать церкви автокефалию и Католикоса, и на этот раз просьба была удовлетворена. Группа Сиро-православных индийцев провозгласила об отделении от Сирийского патриархата, образовании автокефальной церкви и восстановлении древнего Католикосата Западной Индии. Католикосом был избран епископ Мор Иваниос с именем Басилеос Паулос I. Экс-патриарх Абдул Масих утвердил его.
Подробнее об этом здесь и здесь.
Описанные выше события раскололи раскололо церковь на две группы: поддерживающая патриарха называлась «Партия Бава», поддерживающая митрополита и затем новоизбранного католикоса— «Партия Метран». Во главе «партии Бавы» стояли маланкарский митрополит Мар Курилос и Слиба Мар Остасиос. Из – за схизмы маланкарские приходы в центральной и южной Керале разделились по враждующим фракциям, в то время как приходы северной Кералы в большинстве сохранили верность Антиохийскому патриарху.
Мор Остасиос побуждал сторонников патриарха вести диалог с противоборствующей стороной, убеждать их в необходимости восстановления церковного единства, а также основывать новые приходы. Так была построена церковь Симхасана (Simshana) во имя св. Марии в Куннакуламе, освящённая Мор Остасиосом в 1919 году.
Церковь Симхасана в Куннакуламе.
Несмотря на свой почтенный возраст Мор Остасиос продолжал пастырские поездки по Керале, помогая в организации Движения Воскресных школ и ведя безуспешные переговоры с раскольниками.
Митрополит Слиба Мор Остасиос (с седой бородой) и Мор Юлиус Элиас вместе с прихожанами новооснованной церкви в Вадавукоде (Vadavucode). 1922 год (1098 года Малаяльской эры - отсчёт ведётся от времени прибытия в 825 году в Кералу двух ассирийских святых - Мар Сапора и Мар Прота).
19 марта 1930 года митрополит Слиба Мор Остасиос отошёл в лучший мир в возрасте 76 лет.
Похороны Мор Остасиоса.
Его погребли в Симшанской церкви св. Марии, ставшей впоследствии местом паломничества верующих и получившей наименование Бава Палли (Церковь Бавы).
Гробница Мор Остасиоса в церкви Симхасана в Куннакуламе.
В 2000 году антиохийский патриарх Игнатиус Закка I провозгласил митрополита Мор Остасиоса святым Сиро – православной Церкви.
Текст патриаршьего указа о провозглашении Мор Остасиоса святым можно прочитать здесь (на английском):
http://sor.cua.edu/Personage/PZakka1/20000409MGcAbdalJalilMOSleebo.html
Пост составлен по следующим материалам:
1. https://orthodoxwiki.org/Eustathius_of_Kunnamkulam
2. http://www.syriacchristianity.info/StSl/Mor_Osthathious_Sleeba.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий