понедельник, 16 мая 2016 г.

Мор Базилеос Шукралла (Шукр Аллах).


Шакр4.JPG  

Базилеос Шукралла (Шукр Аллах) – ассирийский церковный деятель, мафран Востока, устроитель Сиро – Маланкарской Церкви в Индии. Почитается святым в Сирийской Яковитской Церкви и в Маланкарской, находящейся в каноническом единстве с яковитами. Родился в Алеппо в Сирии в семье диакона Мусы аль – Касабжи (Qasabji). Под руководством мальфоно (мальпана) [1] местной церкви получил религиозное образование, изучил сирийский и арабский языки, после чего принял монашество и рукоположен в священники. Он был известен своей учёностью – катехизис, написанный им до сих пор используется яковитами в Алеппо. В 1748 году был посвящён в мафрианы (мафрионо) [2] Маланкарской Церкви под именем Базилеос патриархом Антиохии и всего Востока Мор [3] Игнатиусом Гиваргисом III. Книга Мор Базилеоса о своём путешествии в Малабар и событиях, участником которых он стал, ценное свидетельство о том времени. Его поездка в 1751 году в Малабар предпринималась с целью утвердить законность посвящения Мор Томы V и преодолеть нестроения, возникшие в индийской церковной среде.  


 

Смута в Маланкарской Церкви. 

Надо рассказать о том, чем эти самые нестроения были вызваны. В 1688 году Мор Тома IV стал предстоятелем Маланкарской Церкви в ранге митрополита. Его посвятил представитель антиохийского патриарха Мор Иванис, прибывший в Индию вместе со святым мафрианом Базилеосом Яльдо. Мор Тома IV управлял Индийской Церковью в течение 40 лет. В 1705 – 1708 годах в Маланкару прибыл «несторианский» епископ Мар Габриэль и начал, по словам яковитских источников, «распространять ересь» (оставался в Индии до 1730 – 1731 года) [4]. Смута, вызванная прибытием Габриэля, чья проповедь грозила погубить на корню дело утверждения миафизитства в Индии, побудила Мор Тому написать письмо своему церковному начальству в Антиохию с просьбой о помощи, которое, однако, не дошло до адресата. Не дождавшись ответа и назначения своего преемника, Мор Тома IV умер 24 марта 1728 года и был похоронен в Канданаде в церкви Морт Мариям. Незадолго перед смертью митрополита, некоторые лица из числа духовенства из – за опасений перед «несторианским» епископом хотели срочно рукоположить Мар Томе преемника. Их выбор пал на митропольичьего племянника Тому Катанара (Kathanar). Прикованного к постели предстоятеля известили об этом решении и о том, что он должен возложить руки на своего племянника (ритуал передачи церковной власти и апостольского преемства). Строго следовавший принятым в Церкви традициям Мор Тома категорически отказался делать подобное. Но несмотря на отказ, часть священников объявила об возведении в сан нового митрополита Мор Томы V (якобы с благословения предшественника). Другая же часть духовенства вместе с огромным количеством мирян не признала избрания . Сам Мор Тома V тоже сознавал незаконность своего положения и обращался за помощью в Антиохию, дабы тамошние святые отцы оформили избрание каноничным образом. В 1746 году в Маланкару прибыл Мор Иванис Юханон из Амиды. Мор Тома V и церковное сообщество оказало ему самый тёплый и радушный приём. А затем отношения гостя с хозяевами испортились из – за слишком суровых требований Мор Иваниса. Он требовал полного искоренения любых остатков латинского обряда в церквах и даже самолично разбил несколько «латынских» изображений в нескольких церквях. Ригоризм Иваниса оттолкнул от него в том числе и Мор Тому. Кроме того, Мор Иванис не имел полномочий перерукополагать митрополита и к нему возникал резонный вопрос – а чего тогда вообще приехал, выпендриваешься и права качаешь? В конце концов и Мор Тома и Мор Иванис написали совместной просьбой к патриарху прислать им пользовавшегося авторитетом Раббана Шукраллу из Алеппо, предварительно посвятив его в мафраны. Письма были переданы через некоего диакона Антониоса, бывшего в Малабаре с коммерческим визитом. Была достигнута также договорённость с Голландской Восточно – индийской компанией [5], которой святые отцы пообещали оплатить все расходы за перевозку своих делегатов. Диакон Антониос успешно добрался до патриаршьей резиденции и передал послание патриарху. С содержанием посланий был ознакомлен и Раббан. Патриарх проникся нуждами и тревогами индийских единоверцев и в 1748 месяца чингам (Chingam) рукоположил Шукраллу в мафрианы с именем Мор Базилеос, а Мор Иваниосу из монастыря Мор Бенхам присвоил титул «Мор Григориос Иерусалимский». В ответном письме Мор Тому патриарх просил тепло и радушно принять новоназначенного. Мор Базилеос взял с собой 18 томов книг из личной библиотеки и 40 томов книг, подаренных патриархом, дорогие священные сосуды, святой морун (хризму), церковное масло и мощи святых, патриаршье благословение на рукоположение Мор Томы с именем Мор Дионисиус, пастырский жезл, епископский крест и SUSTATHIKON (письменное полномочие). Мор Базилеос в сопровождении Мор Григориоса, Рамбана Юханоннона из епархии Мосула, хореепископа Гиваргиса, Кассисо (священника) Юханнона и 4 – х диаконов выдвинулся из Алеппо, проездом через Багдад достиг Басры, а оттуда на корабле приплыл в Кочин 14 апреля 1751 года. По приезду сирийских возникла проблема с голландскими властями. Те заломили о-очень неподъёмную для Мор Томы сумму в 12000 индийских рупий и взяли приезжих священнослужителей фактически в заложники, заявив, что не отпустят тех пока не получат причитающуюся сумму денег. У самого мафриана тоже с собой не было таких средств, ибо его заверили, что «банкет оплачен» на месте.[5] Мор Тома продолжал отмалчиваться. В конец концов голландцы великодушно отпустили мафриана сотоварищи. Однако продолжили давление на Мор Тому, и тот, как ни юлил, как не скрывался от кредиторов по различным городам и весям, но, в итоге выплатил причитающуюся сумму, продав некоторое церковное имущество.[6] Странное поведение Мор Томы, его уклонение от встреч с мафраном вызвало неудовольствие прибывших прелатов. Общение они, в конце концов установили, и только смерть Мор Базилеоса помещала подписать официальное соглашение о примирении.

Церковное строительство в Маттанчерри (Mattancherry). В Маттанчерри Мор Базилеос построил церковь на собственные средства, выкупив землю под строительство у местного раджи за 475 индийских рупий (сейчас эта церковь не принадлежит яковитам). Святитель решительно вводил в индийских приходах сирийские церковные традиции: запрет на использование статуй (пережиток португальско – католического периода) и обязательность женитьбы для приходских священников (целибатным клирикам запрещалось служить в приходах). 30 медама мафриан посвятил Рабана Юханнона, прибывшего с ним, в митрополиты Малабара с именем Мор Иванис. Рукоположение прошло в церкви Канданада. После утверждения Мор Григориоса в Котамангаламе (Kothamangalam) и Мор Иваниса в Канданаде, мафриан отправился в пастырскую поездку по 14 церквям в Траванкоре (Travancore), начав с Коттаяма (Kottayam) и вернувшись на север Малабара в начале 1753 года. За время поездки рукоположил большое число священников, раббанов и диаконов. Под конец жизни Мор Базилеоса как было сказано выше, было достигнуто примирение с мутным товарисчем Мор Томой и таким образом окончательно устранены нестроения в Маланкарской Церкви. 

март_марьям.jpg Старания мафриана увенчались успехом и миром между верующими. Послужив Маланкарской Церкви 13 лет, Мор Базилеос отошёл в лучший мир в 1764 году в Маттанчери (Mattancherry), Кочин и погребён в яковитской церкви Морт Марьям города Канданад (Kandanad) 22 октября того же года. В этот день ему совершается память (dhukrono) и центром празднования (рerunnal) в честь святого становится собор во имя Девы Марии (Mort Mariam) в
Канданаде.

 Шакр.jpg 
Гробница Мор Базилеоса в соборе Март Марьям. 

Официально канонизирован 21 октября 2008 года указом сирийского яковитского патриарха Мор Игнатиусом Заккой I по просьбе синода Сиро-Маланкарской Церкви.
 Шакр3.jpg Торжества по случаю канонизации мафриана Базилеоса. 

Примечания: 
[1] Сирийский слово "Malpan" означает учитель. Так именовались пожилые священники, которые обучали кандидатов в священники. 

[2] Мафриан – титул в Яковитской церкви, выше чем митрополит, но ниже чем патриарх. Фактический – наместник патриарха на той или иной удалённой канонической территории. 

[3] Мор (у восточных ассирийцев Мар) – в переводе «господин», уважительная приставка перед именем у церковных иерархов или канонизированных святых.                                         

[4] Индийские христиане святого Фомы примерно с 345 года по XVII век находились в каноническом единстве с «несторианской» Сиро – Персидской Церковью (известной сейчас как Ассирийская Церковь Востока). После крушения Персидской империи, а затем и Арабского Халифата связь с ассирийцами у индийских христиан была утеряна. В XVII веке христиан святого Фомы, оставшихся без пастырского руководства в языческом окружении, попытались обратить в католичество португальские колонизаторы, высадившиеся на индийских берегах. Хамское и презрительное отношение католических прелатов к местным церковным обычаям оттолкнуло индийских христиан от католицизма и вынудило искать контакты с Восточными Церквями. Их взяла под свой омофор Сирийская Яковитская Церковь, поставив условием принятие миафизитской христологии. Но, как мы видим на примере миссии епископа Габриэля, «несториане» никуда не делись и пытались организовать свою церковную жизнь, сохранить собственные богослужебные традиции и обычаи, оказывать противодействие католической и миафизитской экспансии на их древнюю каноническую территорию. Индийская Церковь, хранящая каноническое единство с Ассирийской Церковью Востока существует и поныне. Она именуется Сирийской Халдейской Церковью и возглавляется митрополитом Мар Апремом Мукеном (перешёл в АЦВ из раскольничей Древнеассирийской Церкви Востока). По утверждению Мар Апрема его паства насчитывает 50 тысяч человек. 

[5] Голландцы заключили соглашение с раджой Кочина 22 минама (mеenam) 1663 года, по которому раджа не имел власти над христианами и новые налоги не могли быть на них наложены без позволения голландцев, которые к тому же и имели над ними судебную власть. К голландцам и обращался за разрешением Мор Тома, и те согласились принять антиохийских прелатов с условием, что индийцы возьмут на себя оплату проезда и полное обеспечение гостей. 

[6] К слову, ранее сирийские прелаты, Мор Григориос (в 1665 году) и Мор Базилеос Яльдо приезжали в Маланкару за свой счёт. 

[7] Некоторые современные историки пытаются представить отказ Мор Томы платить как «борьбу за независимость Индийской Церкви». Это не так. Он всегда был верен Антиохийскому престолу. Например, в письме голландским властям в Кочин Мор Тома писал: «Мы чтим патриарха как нашего Верховного Главу». В другой раз не предложение голландцев присоединиться со своей паствой к протестантской деноминации, он отвечал что «не имеет права подписывать такие исторические документы» без позволения Патриарха. 

Составлено по: 

1. http://www.syriacchristianity.info/bio/MorShakralla.htm 
 2. http://www.soc-wus.org/2010%20News/1025201012930.php

Комментариев нет:

Отправить комментарий